Федотова Татьяна Михайловна учитель-логопед. МБДОУ Детский сад №15 г.Октябрьский Башкортостан

Конспект занятия на дифференциацию З-Ж

03 января [ср]

Конспект занятия в подготовительной  группе на дифференциацию звуков З-Ж

«Про змею и жука»

Цели: Учить детей различать звуки З-Ж в слогах, словах и фразах.

Задачи: 1. Коррекционно-обучающие:- автоматизация правильного произношения звука Ж в слогах, словах и фразах;

- различение звуков З-Ж в слогах, словах и фразах.

Развитие словаря. Закрепление обобщающих понятий.

2. Коррекционно-развивающие:- развитие фонематического восприятия, слуха и звукового анализа;

- развитие умения делить слова на слоги;

- развитие связной речи;

- развитие логического мышления, внимания, воображения;

- развитие мелкой моторики.

-развитие навыков печатанья букв.

3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям, дружелюбие и готовность помочь.

Оборудование: игрушки (змея, жук), картинки (флажок, жаба, ёжик, зонт, замок, ваза), цветные домики, магнитная доска, камни.

Ход занятия.

1. Организационный момент.Доброе утро! Сегодня мы с вами покажем как мы готовы к школе.

2. Упражнение «Что лишнее и почему?» За правильный ответ вы будете получать разноцветные камни.

—  Слива — груша — шкаф; корова, собака, медведь;

воробей — ворона — заяц; свитер — пальто — дедушка; баклажан — кабачок — яблоко; трамвай — автобус — шапка; тополь — береза — корова; кукла — неваляшка — кресло; тарелка — половник — диван; кошка, собака – лиса.

3.Игра: «Найди ошибку».
Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, а руками царапают. 

4. Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи».
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Бабушка носит платок. Чей платок? (бабушкин)

Саша надел шапку. Чья шапка? (Сашина шапка)

У папы ботинки. Чьи ботинки? (Папины ботинки)

5.-Ребята, сегодня мы с вами будем придумывать сказку.

А кто же будет героем нашей сказки? Мы узнаем, когда отгадаем загадки. Послушайте:

Чёрен, а не ворон,Рогат, а не бык,С крыльями, а не птица. (ЖУК)

Какой первый звук в слове ЖУК ? (Ж) Давайте произнесём его вместе.

А вот ещё загадка: Лежит верёвка,Шипит плутовка,Брать её опасно-Укусит, ясно? (ЗМЕЯ)

Какой первый звук в слове ЗМЕЯ ? (З) Давайте произнесём его вместе.

Вы уже, наверное, догадались, с какими звуками мы будем работать? (З и Ж). Скажите какой звук З ( согласный, звонкий, бывает твёрдый и мягкий). Какой звук Ж (согласный, звонкий, всегда твёрдый). Но мы не просто будем работать, а сочинять сказку с этими звуками и этими героями. Только мы должны придумать нашим героям имена: змеи — со звуком (З), а жуку-со звуком (Ж). (дети придумывают имена героям: Зойка и Женя).

6. Описание героев и дифференциация звуков З-Ж в слогах.

- Итак, наша змея Зойка (показать игрушку) какая? ( дети говорят: длинная, мягкая, голубая…)

- А что она умеет делать? (дети говорят: ползать, шипеть, сворачиваться клубком…)

- А жук Женька какой? (дети отвечают)- А что он умеет делать? (ответы детей)

- Вот встретились однажды (логопед показывает героев, а дети называют их : змея Зойка и жук Женька)И что они стали делать?(ответы детей)

- Они стали говорить друг с другом, но каждый по-своему. Я буду говорить за змею, а вы – за жука и будете повторять за мной только со звуком Ж. за — жа, зо — жо, зу — жу, зы — жи.

А теперь ещё раз повторим всё вместе ( дети повторяют пары слогов : жа-за, жо-зо, жу-зу, жи-зы.)

7. Упражнение «Будь внимательным»

Если услышишь звук (Ж), хлопаешь в ладоши, если (З) встаёшь на носочки.

Жаба,  забор,  замок, ножи,  зонт, кожа, жук, ваза, мороз, флажок, железо, вокзал, арбуз, лыжи, глаза. Молодцы, были внимательны.

8. Произношение звуков З,Ж в чистоговорках.

За-за-за---мы увидели козу

Жа-жа-жа–мы увидели жука

Зу-зу-зу–испугались мы козу

Жу-жу-жу–я на ветке сижу и жу-жу-жу-жу

Зы-зы-зы --  не  боимся мы козы.

9. Развитие звукового анализа, деление слов на слоги.

- Давайте выберем домики для наших героев. Разделим слова на слоги. ЖУК, ЗМЕЯ сколько слогов?  Для змеи домик с каким звуком будем выбирать? ( со звуком З) А для жука? ( со звуком Ж) ( на столе лежат разные домики: жёлтый, красный, синий, разноцветный. Дети выбирают и прикрепляют их на магнитную доску.)

10. Физминутка.

Давайте покажем, какие домики бывают.

На опушке дом стоит (сложить ладони над головой)

На дверях замок висит ( сомкнуть ладони)

За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки)

Вокруг дома частокол (растопырить пальчики перед собой)

Тук-тук-тук, дверь открой ( постучать кулачками)

Заходите — я не злой! (раскрыть руки в стороны, приглашая всех к себе).

А теперь давайте подарим змее и жуку картинки. Змее- картинки со звуком З, а жуку- со звуком Ж. ( На столе картинки: зонт, замок, ваза, флажок, жаба, ёжик. Далее дети берут картинку, называют, определяют наличие звука З или Ж и прикрепляют на магнитную доску у домика змеи или жука).

Молодцы, справились.

11. Упражнение «Какая буква живёт в слове»

Какими буквами обозначаем звуки З и Ж покажи Соня.

Возьмите карточки, подумайте,  какая буква живёт в вашем слове, и напишите её.

12. Подведение итога.

Как вы думаете, ребята, будут теперь спорить змея Зойка и жук Женька?( ответы детей) Я думаю, что теперь у них всё есть и домики, и друзья и не зачем им обижаться, что не понимают друг друга, правда? Ребята, вы все молодцы сегодня, хорошо поработали! А  теперь посчитайте камни.

 У меня пять камней………………………………………………… и т.д.

 

Ко…а

 

 

…ук

…уб

 

 

Ро…а

…аба

 

 

…ивот

Ва…а

 

 

…онт

…амок

 

 

Лу…а

…авод

 

 

Пи…ама

Но…и

 

Эта…и

…ок

 

 

…уба

У…и

 

 

Но…

…ар

 

 

Лап…а

Ко…ка

 

 

Ми…ка

Ду…

 

 

Пу…ка


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.