Федотова Татьяна Михайловна учитель-логопед. МБДОУ Детский сад №15 г.Октябрьский Башкортостан
Конспект занятия на дифференциацию З-Ж
03 января [ср]
Конспект занятия в подготовительной группе на дифференциацию звуков З-Ж «Про змею и жука» Цели: Учить детей различать звуки З-Ж в слогах, словах и фразах. Задачи: 1. Коррекционно-обучающие:- автоматизация правильного произношения звука Ж в слогах, словах и фразах; - различение звуков З-Ж в слогах, словах и фразах. Развитие словаря. Закрепление обобщающих понятий. 2. Коррекционно-развивающие:- развитие фонематического восприятия, слуха и звукового анализа; - развитие умения делить слова на слоги; - развитие связной речи; - развитие логического мышления, внимания, воображения; - развитие мелкой моторики. -развитие навыков печатанья букв. 3. Коррекционно-воспитательные: - воспитывать интерес к занятиям, дружелюбие и готовность помочь. Оборудование: игрушки (змея, жук), картинки (флажок, жаба, ёжик, зонт, замок, ваза), цветные домики, магнитная доска, камни. Ход занятия. 1. Организационный момент.Доброе утро! Сегодня мы с вами покажем как мы готовы к школе. 2. Упражнение «Что лишнее и почему?» За правильный ответ вы будете получать разноцветные камни. — Слива — груша — шкаф; корова, собака, медведь; воробей — ворона — заяц; свитер — пальто — дедушка; баклажан — кабачок — яблоко; трамвай — автобус — шапка; тополь — береза — корова; кукла — неваляшка — кресло; тарелка — половник — диван; кошка, собака – лиса. 3.Игра: «Найди ошибку».
4. Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи».
Саша надел шапку. Чья шапка? (Сашина шапка) У папы ботинки. Чьи ботинки? (Папины ботинки) 5.-Ребята, сегодня мы с вами будем придумывать сказку. А кто же будет героем нашей сказки? Мы узнаем, когда отгадаем загадки. Послушайте: Чёрен, а не ворон,Рогат, а не бык,С крыльями, а не птица. (ЖУК) Какой первый звук в слове ЖУК ? (Ж) Давайте произнесём его вместе. А вот ещё загадка: Лежит верёвка,Шипит плутовка,Брать её опасно-Укусит, ясно? (ЗМЕЯ) Какой первый звук в слове ЗМЕЯ ? (З) Давайте произнесём его вместе. Вы уже, наверное, догадались, с какими звуками мы будем работать? (З и Ж). Скажите какой звук З ( согласный, звонкий, бывает твёрдый и мягкий). Какой звук Ж (согласный, звонкий, всегда твёрдый). Но мы не просто будем работать, а сочинять сказку с этими звуками и этими героями. Только мы должны придумать нашим героям имена: змеи — со звуком (З), а жуку-со звуком (Ж). (дети придумывают имена героям: Зойка и Женя). 6. Описание героев и дифференциация звуков З-Ж в слогах. - Итак, наша змея Зойка (показать игрушку) какая? ( дети говорят: длинная, мягкая, голубая…) - А что она умеет делать? (дети говорят: ползать, шипеть, сворачиваться клубком…) - А жук Женька какой? (дети отвечают)- А что он умеет делать? (ответы детей) - Вот встретились однажды (логопед показывает героев, а дети называют их : змея Зойка и жук Женька)И что они стали делать?(ответы детей) - Они стали говорить друг с другом, но каждый по-своему. Я буду говорить за змею, а вы – за жука и будете повторять за мной только со звуком Ж. за — жа, зо — жо, зу — жу, зы — жи. А теперь ещё раз повторим всё вместе ( дети повторяют пары слогов : жа-за, жо-зо, жу-зу, жи-зы.) 7. Упражнение «Будь внимательным» Если услышишь звук (Ж), хлопаешь в ладоши, если (З) встаёшь на носочки. Жаба, забор, замок, ножи, зонт, кожа, жук, ваза, мороз, флажок, железо, вокзал, арбуз, лыжи, глаза. Молодцы, были внимательны. 8. Произношение звуков З,Ж в чистоговорках. За-за-за---мы увидели козу Жа-жа-жа–мы увидели жука Зу-зу-зу–испугались мы козу Жу-жу-жу–я на ветке сижу и жу-жу-жу-жу Зы-зы-зы -- не боимся мы козы. 9. Развитие звукового анализа, деление слов на слоги. - Давайте выберем домики для наших героев. Разделим слова на слоги. ЖУК, ЗМЕЯ сколько слогов? Для змеи домик с каким звуком будем выбирать? ( со звуком З) А для жука? ( со звуком Ж) ( на столе лежат разные домики: жёлтый, красный, синий, разноцветный. Дети выбирают и прикрепляют их на магнитную доску.) 10. Физминутка. Давайте покажем, какие домики бывают. На опушке дом стоит (сложить ладони над головой) На дверях замок висит ( сомкнуть ладони) За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки) Вокруг дома частокол (растопырить пальчики перед собой) Тук-тук-тук, дверь открой ( постучать кулачками) Заходите — я не злой! (раскрыть руки в стороны, приглашая всех к себе). А теперь давайте подарим змее и жуку картинки. Змее- картинки со звуком З, а жуку- со звуком Ж. ( На столе картинки: зонт, замок, ваза, флажок, жаба, ёжик. Далее дети берут картинку, называют, определяют наличие звука З или Ж и прикрепляют на магнитную доску у домика змеи или жука). Молодцы, справились. 11. Упражнение «Какая буква живёт в слове» Какими буквами обозначаем звуки З и Ж покажи Соня. Возьмите карточки, подумайте, какая буква живёт в вашем слове, и напишите её. 12. Подведение итога. Как вы думаете, ребята, будут теперь спорить змея Зойка и жук Женька?( ответы детей) Я думаю, что теперь у них всё есть и домики, и друзья и не зачем им обижаться, что не понимают друг друга, правда? Ребята, вы все молодцы сегодня, хорошо поработали! А теперь посчитайте камни. У меня пять камней………………………………………………… и т.д.
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.